ЧЕРКЕСИЯ

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Нартский эпос

ЧЕРКЕСИЯ

1309765466 lik3p0ohwn7duon

 

 

На территории в виде большого треугольни­ка, образованного берегом Черного моря, рекой Кубанью и ее притоком Лабой, в VIII— X вв. из отдельных этнических групп сформи­ровался народ, называющий себя адыге. В конце XIV в. после поражения, нанесенного Тимуром Золотой Орде, татаро-монголы покинули Се­верный Кавказ, который завоевали в XIII— XIV вв., оттеснив алан и половцев в горы. По- видимому, в конце XIV в. на опустевшие после ухода монголов земли в район Пятигорья про­двинулось одно из адыгских племен — кабар­динцы. Они получили название «восточные адыги», в отличие от причерноморских — запад­ных. В XV в. часть кабардинцев и западных ады­гов заселила верховья Кубани, образовав третью группу адыгского расселения.

Предков адыгов другие народы называли зи- хи, меоты, керкеты. В более поздние времена та­тары и турки именовали адыгов черкесами. Этим же наименованием пользовались и рус­ские, сохранилось оно и теперь как второе на­звание адыгского народа. В настоящее время адыгами, или черкесами, именуют современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов, населяю­щих Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачае­во-Черкесию.

Территория, где жили черкесы, не знала единой государственной власти. И в средние века, и в новое время черкесы составляли не­зависимые друг от друга племена, во главе ко­торых стояли князья. Племена были различ­ны по численности, от небольших в 2—5 тыс. до могущественных в 160—200 тыс. человек. В течение столетий число племен изменялось; некоторые племена исчезли или потеряли зна­чение самостоятельных образований. (Так, крупное в XVII в. племя шегаков в 1812 г. поч­ти полностью вымерло от чумы и остатки его слились с натухайцами.) В результате, соглас­но источникам, в XVII в. насчитывалось один­надцать племен, в XVIII в. — восемнадцать, в середине XIX в. — вновь одиннадцать. Общая численность черкесов в первой половине XIX в., по сообщениям источников и подсче­там некоторых исследователей, составляла около 500 тыс. человек /Челеби, II, 28, 69; Гар- данов, 21,22,43/.

Общественный строй черкесов отличался большой устойчивостью, не изменяясь на про­тяжении многих веков. До конца XVIII в. все черкесские племена имели одинаковую форму правления: во главе племени стоял князь, счи­тавшийся верховным владельцем всех земель, главой своего народа, предводителем вооружен­ных сил. В непосредственной вассальной зави­симости от него находились знатные дворяне — уорки, первой обязанностью которых по отно­шению к князю была военная служба. Они со­ставляли княжескую дружину и выступали по его зову на войну. Если у уорков были свои вас­салы, то они должны были выводить и их. Этот слой менее знатных дворян также имел зависи­мых людей, которые вместе с ними несли воен­ную службу. Свободные общинники в случае во­енной необходимости составляли народное ополчение. Номинально все князья считались равными между собой, но фактически их могу­щество и влияние различались в зависимости от числа подданных и имущественного положения: ведь чем больше уорков проживало во владени­ях князя, тем многочисленнее было его войско. Князья старались привлечь к себе на службу но­вых уорков, а иногда и жаловали в дворянство своих подданных-простолюдинов.

В конце XVIII в. три самых крупных черкес­ских племени — абадзехи, шапсуги и натухай- цы — изгнали своих князей и установили в каче­стве верховной власти совет старшин, который принимал решения по всем важнейшим делам, в том числе и военным. В науке эти племена при­нято называть «демократическими», в отличие от остальных — «аристократических», сохра­нивших княжеское управление.

Жизнь черкесского народа проходила в борь­бе за свою независимость. Черкесские земли дважды подверглись страшному нашествию монголов — в 1222 г. во главе с Батыем и в 1395 г. под предводительством Тимура. После нашествия Батыя черкесы стали данниками Зо­лотой Орды, а затем отделившегося от нее Крымского ханства. Крымское ханство, которое само с конца XV в. находилось под властью Ос­манской империи, считало черкесские земли своими. В действительности отношения носили характер вассальных (в современном понятии можно говорить о протекторате). Зависимость от Крымского ханства ограничивалась тем, что при восшествии на престол очередного хана из

Черкесии присылалось 300 рабов — мальчиков и девочек. Кроме того, черкесы должны были участвовать в военных походах Крыма. Стре­мясь усилить свое влияние, ханы направляли в землю черкесов войска, но каждый раз наталки­вались на сопротивление. Джиовани Лукка, префект доминиканской миссии в Крыму, в Каффе, составивший описание черкесов около 1634 г., писал: «Деревни их (черкесов) располо­жены в самых густых лесах. Они окружают их сплетенными одно с другим деревьями, чтобы таким образом затруднить въезд татарской кон­нице. Черкесы часто с последней сражаются, так как не проходит года, в который бы татары, при­влекаемые главным образом красотой рабов из этого народа, не произвели на их страну какого- нибудь набега, чтобы наловить последних. И но­гайцы часто с той же целью производят сюда на­беги. Постоянное беспокойство, которое причиняют им татары и ногайцы, приучило их очень к войне и сделало из них лучших наездни­ков во всех этих странах. В лесу один черкес об­ратит в бегство 20 татар»(Лукка, 71). Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Черкесию в 1666 г. подробно рассказывает о бес­прерывных столкновениях кабардинцев с кал­мыками, а западных адыгов с абхазами. «А за го­рами живут абхазы. В общем же все племена абхазов враждебны к этим кочевым племенам черкесов. Так что у них в конце концов нет ни одного дня, свободного от битв и столкновений — каждый день с разных сторон приходят враги. И потому у этих племен черкесов нет возможно­сти жить в одном и том же селении... хотя бы в течение десяти лет» /Челеби 66, 67, 87/.

Помимо борьбы с внешним врагом в Черке- сии постоянно велись междоусобные войны князей. Их целью был захват скота, имущества и, главное, людей, которые затем, обращенные в рабство, обменивались на товары или продава­лись. Важную роль в работорговле играли гену­эзские колонии Черноморского побережья Кав­каза и Крыма. Установившееся с конца XIII в. господство татаро-монголов способствовало развитию работорговли. Итальянские купцы скупали у татар пленных черкесов и продавали их на рынках Ближнего Востока. После уста­новления на Черном море османского господст­ва турками предпринимались военные экспедиции для захвата рабов; крымские и турецкие купцы также покупали рабов у черкесских кня­зей. Набеги на черкесские селения с целью за­хвата имущества и рабов продолжались в XVII, XVIII и даже в XIX вв.

Типы черкесов XVII в. Рисунок из книги А. Олеария

Итальянский путешественник Джорджио Интериано, посетивший Черкесию во второй половине XV в., писал об этом: «Они (т. е. знат­ные) нападают внезапно на бедных крестьян и уводят их скот и их собственных детей, которых затем, перевозя из одной местности в другую, обменивают или продают. Большая часть про­данных увозится в город Каир, в Египет, и таким образом случается, что фортуна превращает их из самых жалких крестьян на свете, какими они были, в величайших владык на свете и госуда­рей нашего века, а именно, в султанов, эмиров и т. п.» /Интериано, 48/.

«Черкесские рабы ценятся гораздо дороже других за красоту и способности в делах, для ко­торых их употребляют, так как от природы они очень умны», — писал Джиовани Лукка (1634 г.) /Лукка,72/.

Посетивший в 1793 г. Северный Кавказ ака­демик П.-С. Паллас сообщал о черкесских кня­зьях: «Князья и знать не имеют других занятий, кроме войны, охоты и грабежа. Они живут боль­шими сеньорами, ездят по полям верхом, устра­ивают пирушки и совершают набеги. Уздени, или знатные, держат народ в повиновении и обязаны лишь служить своим князьям во время войны» /Паллас, 219—220/. Даже в первой по­ловине XIX в. грабительские набеги продолжа­ли оставаться главным занятием князей и знати. Вот как их описывает адыгский ученый XIX в. Хан-Гирей: «Весна и осень — два времени в году, которые можно назвать у черкесов наездничес­кими. Тогда князья, собрав партии молодых дво­рян, выезжают, как они говорят, в поле и, избрав удобное место, располагаются в шалашах на всю осень или весну. Здесь каждому из них открыва­ются занятия, исправляемые ими с полным удо­вольствием. Служители и молодежь разъезжа­ют по ночам за добычей, захватывают и пригоняют быков и баранов для пищи, что ино­гда, смотря по удобности, делают и днем, и по­сылая в близи лежащие аулы за провизиею, ко­торой нельзя приобретать молодечеством, как то: за пшеном, молоком, сыром и пр. Между тем лучшие наездники отправляются в дальние пле­мена. Там угоняют они табуны лошадей, захва­тывают людей и с добычею возвращаются к сво­им товарищам, которые, всякую ночь, пируя за счет оплошных жителей окрестных аулов, с не­терпением ждут возвращения наездников. В та­ких разбойнических, но воинственных упраж­нениях проводят осень и почти до наступления зимы, а весну до наступления сильных жаров лета... Наконец, при наступлении времени разъ­езда по домам, обыкновенно пленников и лоша­дей, доставшихся в добычу, променивают на то­вары» /Хан-Гирей: Гарданов,170—171/.

Французский консул в Крыму — К. Пейсо- нель (1750-е гг.) сообщает: «Торговля рабами в Крыму очень значительна; продают рабов 4-х народностей — черкесов, грузин, калмыков и абазов. Наибольший спрос существует на чер­кесов; женщины этой страны самые красивые и обаятельные, может быть во всем мире; прелесть их внешнего облика и естественная грация оча­ровывают. Мужчины также все высоки ростом и хорошо сложены» /Пейсонель, 177, 188/.

Г. Гагарин. Собрание черкесских князей  Из альбома: Le Concaseploresque. Dessine d'apres nature par le Prince G.Gagarin, Paris. 1847

Личный конвой императора Николая первого из черкеских дворян 1840-1845 гг.

 

В вассальной зависимости от Крыма Кабар- да находилась до 1739 г. В 1739 г. согласно рус­ско-турецкому договору Кабарда была объявле­на нейтральной страной; но уже по Кучук-Кайнарджийскому русско-турецкому до­говору 1774 г. Кабарда перешла в состав Россий­ской империи. Закубанские адыги остались под протекторатом Крыма, хотя последний сам ока­зался вассалом не Турции, а России. По русско- турецкому Ясскому договору 1791 г. за Турцией сохранялось все Черноморское побережье Севе­ро-Западного Кавказа вплоть до Кубани. Как из­вестно, в 1801—1810 гг. в грузинских царствах было введено российское управление, а в 1813 г. по Гюлистанскому договору с Ираном граница России передвинулась на Араке. Таким образом,

Северный Кавказ оказался в тылу Российской империи. В 1816 г. на Кавказ был назначен глав­нокомандующим А. П. Ермолов. Основным на­правлением его политики стало установление на Северном Кавказе реальной русской военно- административной власти. Для этого Ермолов предпринял перенос укреплений военной ли­нии с Терека к подножию Кавказского хребта, что привело к потере горцами плодородных зе­мель в Чечне, Кабарде и Северном Дагестане. Горцы ответили сопротивлением, возглавлен­ным князьями. Так в 1818 г. началась Кавказ­ская война. Часть кабардинских князей, не при­знавших русскую власть, ушла в горы и увела своих людей. Горцы стали совершать наезды на казачьи станицы, угоняя их жителей и скот. В ответ Ермолов направлял карательные экспе­диции, разорявшие и сжигавшие селения, захва­тывавшие скот и взимавшие поборы с населе­ния. Ожесточенная война между русскими войсками и населением Кабарды и Чечни про­должалась в течение 20-х годов XIX в. Ермолов добивался расселения местных жителей под глубь надзор военных укреплений. По его распоряже­нию беспощадно вырубались леса и сады, сжигались селения. В результате, несмотря на вооруженное сопротивление, чеченцы и кабар­динцы были оттеснены к югу, а на захваченных у них землях заложены русские крепости и го­рода. И. Ф. Паскевич, сменивший в 1826 г. А. П. Ермолова, продолжал ту же политику.

Форма, конвойца эпохи Николая I. Хранится в музее замка Шантийи во Франции

Русско-турецкая война 1828—1829 гг. внесла изменения в положение западных адыгов. По Адрианопольскому договору 1829 г. Порта отка­залась в пользу России от всех прав на берег Черного моря — от устья Кубани до Поти. (По сути Османская империя уступила России то, чем сама фактически не владела.) Адыги не при­знали Адрианопольского договора, Россия же считала его юридическим основанием для рас­пространения своей власти на территории, ими заселенные, и с 1830 г. стала проводить каратель­ные экспедиции в глубь черкесской территории. В ответ началось освободительное движение. Наиболее крупные выступления закубанских горцев относятся к 1840 г., тогда было взято штурмом несколько русских укреплений на бе­регу Черного моря. Антиколониальная борьба горцев сочеталась с антифеодальной. Начиная с 1840 г., на Западный Кавказ посылал своих наи­бов Шамиль, среди которых наиболее активную роль в 1848—1859 гг. сыграл Мухаммед-Амин. Власть Мухаммеда-Амина постепенно распрост­ранилась на всю приморскую Черкесию, вклю­чая территории абадзехов, натухайцев, шапсу­гов. Все подвластные ему земли теперь делились на семь округов. В каждом округе утверждался свой совет, в распоряжении которого находились вооруженные конные отряды муртазикатов, со­ставлявшие ядро постоянной армии. С каждого двора население должно было выставлять по од­ному конному воину, по первому призыву наиба являвшемуся на сборный пункт.

Перед началом Крымской войны в 1853 г. Мухаммед-Амин попытался пробиться через Карачай для соединения с силами Шамиля, но эта попытка, как и другие, закончилась неуда­чей. Во время Крымской войны 1853—1856 гг. турки и англичане стремились побудить черке­сов к активным военным действиям против Рос­сии. Но черкесы вели себя пассивно, не желая быть орудием в чьих-либо руках. К тому же рус­ские войска на Кавказском фронте действовали успешно. После окончания войны усилились наступательные действия царских войск на Вос­точном и Западном Кавказе. Освободительную борьбу горцев возглавили два руководителя: де­мократического направления — упомянутый Мухаммед-Амин и аристократического — князь Сефербей Заноко. Они не смогли объединиться для общей борьбы. Русские войска активно на­ступали, адыги отчаянно защищались. Плене­ние Шамиля в 1859 г. ослабило движение, и в том же году наиб Мухаммед-Амин дал присягу на верность российскому государю.

В том же 1859 г. скончался Сефербей. Горцы воевали еще несколько лет, но постепенно со­противление племен было сломлено: в 1860 г. капитулировали натухайцы, в 1863 г. — шапсуги и абадзехи, в 1864 г. — убыхи. В 1864 г. Кавказ­ская война была закончена и в этом регионе.

Однако народам Северного Кавказа суждено было пережить еще одну трагедию — переселение со своих земель в Османскую империю. В науке существуют разные точки зрения на причины этого переселения: его объясняют принуждением со стороны царского правительства, агитацией турецких эмиссаров, религиозными чувствами населения. Все это имело место. Действительно, в планы царского правительства входило выселение горцев со всего черноморского побережья, горцев насильственно изгоняли из родных аулов, предоставляя другие, как правило, менее плодородные земли. Иногда такие переселения совершались неоднократно.

Все это побуждало горцев покидать свои края. Подобное стремление всячески поощрялось царским правительством, желавшим избавиться от воинственных и враждебных подданных. Была образована даже специальная комиссия, которая предоставляла денежное пособие желающим переселиться и оказывала помощь в предоставлении транспортных средств. Горские феодалы, не добившись подтверждения своих владельческих прав на земли и крестьян и приравнивания к положению русского дворянства (правительство откладывало решение этого вопроса) и убедившись в неизбежности отмены крепостного права, развернули агитацию в пользу переселения.

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий